История

29 апреля 1958 года вышел в рейс первый Красноярский трамвай. Его «фарватер»: вся самая длинная улица нашего города — проспект имени газеты «Красноярский рабочий» — от Предмостной площади до КрасТЭЦ.

«Там, где деповские пути выходят на основную трамвайную магистраль, собрались сотни трудящихся правобережных районов Красноярска.

Здесь состоялся митинг, посвященный открытию первой очереди трамвая.

С чувством большой радости собравшиеся встретили сообщение председателя государственной комиссии Н.Н. Каминского о том, что для пуска трамвая в эксплуатацию все готово: - комиссия решила, - говорит в заключении Н.Н. Каминский, — открыть постоянное движение трамвайных поездов 1 мая 1958 года в 6 часов утра.

Тепло и сердечно звучат слова приветствия в адрес строителей. Митинг окончен. Поездные бригады занимают свои места. В воздух взрывается заливистая трель трамвайного звонка.

Места пассажиров занимают участники митинга. Головной поезд в пробном рейсе ведет начальник эксплуатации трамвайно-троллейбусного управления В.Я. Говберг.

На всем протяжении трамвайного пути, от поселка Первого августа до Красноярской ТЭЦ, люди радостно встречают первый поезд…

Такой праздничный репортаж опубликовал 1 мая 1958 года «Красноярский рабочий». А четырьмя днями ранее, 27 апреля, газета сообщала, что трамвайный парк Красноярска состоит из «9 четырехосных Рижских вагонов и 9 поездов Усть-Катавского завода».

«Возле них начинают хлопотать молодые вагоновожатые, — пишет собкор В. Сафонов — их около 60. Все они закончили шестимесячные курсы и немного попрактиковались на Новосибирском трамвае»…

Годом позже, 5 ноября 1959 года были введены в эксплуатацию два троллейбусных маршрута, соединивших железнодорожный вокзал с улицей Просвещения и Аэропортом. Маршруты обслуживало 15 троллейбусов типа МТБ-82Д.

Электрический транспорт в городе на Енисее начал бурно развиваться. С годами сетью трамвайных и троллейбусных меридианов покрылся весь город.

Трамвайные и троллейбусные маршруты соединили центр города с отдаленными Красноярскими микрорайонами. Количество подвижного состава увеличивалось, вводились в эксплуатацию тяговые подстанции, современные диспетчерские.

МП «Горэлектротранс» — это сложная техника, электрические приборы, радиосвязь и автоматика, инженерные службы, мощное ремонтное производство, строительный комплекс и самый демократичный и экологически чистый вид транспорта.

14 августа 2018 муниципальное предприятие города Красноярска «Горэлектротранс» (МП «Горэлектротранс») переименовано в муниципальное предприятие города Красноярска «Городской транспорт» (МП «Гортранс»).

В 2019 году началось поэтапное обновление подвижного состава предприятия. К началу XXIX Всемирной зимней универсиады город получил один троллейбус модели «Мегаполис», разработанный заводом «Тролза» в Энгельсе. В День Победы, 9 мая, он впервые вышел в линию для работы на городском маршруте №7.

Троллейбус значительно отличался от существующего устаревшего подвижного состава не только стильным дизайном, но и современными техническими параметрами. Это полностью низкопольная машина с автоматическим пандусом для маломобильных пассажиров. В салоне, рассчитанном на 100 человек, есть кондиционер, камеры видеонаблюдения, монитор для информирования пассажиров, а также USB-порты для зарядки гаджетов на поручнях и боковых панелях. Кроме того, как внутри, так и снаружи троллейбуса есть кнопка вызова экипажа для организации посадки\высадки инвалидов. Без преувеличения можно сказать, что горожане из интереса ждали троллейбус на остановках, чтобы посмотреть и самостоятельно оценить комфорт современной техники.

В начале 2020 года МП «Гортранс» приобрело троллейбус модели «Авангард» вологодского завода «Транс-Альфа». Отличительная особенность троллейбуса «Авангард» от «Мегаполиса» и тем более от старых моделей в депо – это увеличенный запас автономного хода до 20 км. «Авангард» за небольшой период эксплуатации в суровых климатических условиях Красноярска показал свою надежность и адаптивность.

2021 год стал для предприятия переломным с точки зрения масштаба обновления подвижного состава. В 2021 году заявку Красноярска на приобретение нового электротранспорта одобрили в нацпроекте «Безопасные и качественные дороги». Благодаря этому МП «Гортранс» удалось купить 24 новых троллейбуса на условиях лизинга – по цене 40% от первоначальной стоимости. Остальные 60% компенсировались за счет средств федерального бюджета. Это также были троллейбусы с автономным ходом «Авангард». Транспорт абсолютно нового поколения, в том числе позволил проложить троллейбусные маршруты там, где нет контактной сети. Так, в апреле 2021 года начал работу маршрут № 6 «Железнодорожный вокзал – Предмостная площадь – ул. Александра Матросова», соединивший левый и правый берега Енисея электрическим общественным транспортом. Остальная часть машин вышла на магистральный маршрут № 15 «мкрн. Ветлужанка – ОАО «Русал»

Напомним, в конце 90-х годов впервые было открыто троллейбусное движение по Коммунальному мосту. В те годы троллейбусы ходили от Железнодорожного вокзала до ХМЗ по маршруту № 16 и от Автовокзала до

ХМЗ по маршруту № 17. Однако в 2004 году троллейбусное движение по Коммунальному мосту закрыли.

Весной того же 2021 года стало известно, что по нацпроекту «Экология» Красноярск получит еще 50 новых троллейбусов и 25 современных трамваев. В истории электротранспорта Красноярска такого еще никогда не было, чтобы с завода-изготовителя и в упаковке приходило такое количество транспорта с нулевым пробегом.

Особое внимание специалистов, горожан и пассажиров, конечно, привлекли трамваи. «Львята» – так ласково названные производителем, это новые трамваи с интерактивным управлением.

Односекционные вагоны вмещают до 150 человек. Машины оборудованы тахографом и системой спутникового наблюдения. В салонах установлены камеры видеонаблюдения, USB-зарядки для устройств, а также валидаторы на поручнях для безналичной оплаты проезда. Трамваи имеют уникальную низкопольную тележку, наружную систему видеоконтроля зон посадки-высадки пассажиров и мониторинга дорожной ситуации.

Дизайн-проект интерьера «Львят» разрабатывали совместно с итальянским бюро, которое создавало концепции автомобилей Alfa Romeo, Volkswagen, BMW, Audi и Bugatti. Трамваи производятся при непосредственном участии целой группы предприятий Красноярска, которые организуют поставки металла, оборудования, комплектующих для обустройства салонов электротранспорта.

Эволюция экологичного общественного транспорта в 2021 году вдохнула жизнь в городское предприятие, а также подарила его сотрудникам веру в дальнейшие прогресс и развитие отрасли.